Минэкономразвития предложило серьезно ограничить возможности по взысканию просроченных розничных долгов.
Потенциальное наказание за излишнюю настойчивость в этом вопросе
варьируется от штрафов до административной приостановки деятельности.
Выбор при обсуждении этого предложения властям придется делать между
растущим числом жалоб на банки и коллекторов со стороны банковских
заемщиков и риском ухудшения их платежной дисциплины.
В распоряжении «Ъ» оказались поправки, разработанные
Минэкономразвития ко второму чтению законопроекта «О потребительском
кредитовании».
Поправки значительно ужесточают подход к регулированию этого сегмента
деятельности банков, закрепленный Госдумой в первом чтении 23 апреля.
Они предлагают санкции за нарушение прав граждан — банковских заемщиков,
о которых до сих пор речи не шло: от штрафов до административного
приостановления деятельности.
Наказывать банки предлагается за нарушения правил работы с населением
по просроченным кредитам. Предполагается, что должностные лица банков
либо коллекторов (если работа с просрочкой отдана банком на аутсорсинг)
заплатят от 5 тыс. до 10 тыс. руб., руководители — от 10 тыс. до 20 тыс.
руб., юридические лица — до 100 тыс. руб. Если штрафы не изменят
поведение взыскателей, им грозит административное приостановление
деятельности на срок до 90 суток.
Последняя мера — слишком
жесткая, возмущены банкиры. Применение ее к банку, который не может
отказывать добросовестным клиентам в проведении операций, фактически
будет означать конец его деятельности, указывают они.
Действующая редакция КоАП РФ предусматривает приостановление
деятельности только при угрозе жизни и здоровья людей, опасности
возникновения эпидемий, техногенных катастроф или вреда окружающей
среде. Минэкономразвития же предлагает аналогичное наказание за излишнюю
настойчивость в истребовании долга по кредиту с заемщика, например,
телефонные звонки.
По мнению авторов поправок, заемщик-неплательщик может потребовать
прекратить «непосредственное взаимодействие» с ним — личные встречи
или телефонные переговоры. В такой ситуации взыскателю останется
общаться с ним по почте и посредством SMS. Причем не чаще чем два раза
в сутки — и строго в дневное время.
Результатом принятия
поправок станет резкое ухудшение платежной дисциплины розничных
заемщиков. «Фактически это поощрение недобросовестного отношения граждан
к своим обязательствам, которое приведет к злоупотреблениям правом
со стороны заемщиков», — говорит зампред правления Альфа-банка Владимир
Сенин.
При этом банки и коллекторов кредитора или взыскателя ограничивают
даже в использовании небольшого разрешенного инструментария, отмечают
юристы.
«Фактически штраф может быть наложен, даже если вины банка
или коллектора в нарушении правил взыскания долгов нет — например, если
SMS было доставлено ночью, а не днем по вине оператора связи», —
указывает директор юридического департамента Юникредит-банка Наталия
Окунева.
В отличие от банкиров, авторы поправок считают их не
«драконовскими», а объективными — вызванными огромным числом жалоб,
поступающих от граждан на действия банков и коллекторов по сбору долгов.
«Учитывая, что право следить за соблюдением законодательства в сфере
потребительского кредитования предполагается передать
от Роспотребнадзора к мегарегулятору, создаваемому на базе ЦБ, полагаю,
что подход к наложению санкций на банки будет взвешенным.
Тем более что приостановление деятельности производится только
по решению суда», — сообщил «Ъ» замминистра экономического развития Олег
Фомичев. По его словам, поправки уже предварительно обсуждались
с Минфином, поэтому шансы на их принятие весьма велики.
Александра Баязитова